Рекомендации педагога-психолога "Младшие и старшие дети в семье"
26.03.2025
Старший ребенок
Ему часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя в ответе за продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Часто у старших детей появляется тревога - не оправдать ожидания родителей, а в дальнейшем других значимых людей - начальника, учителя, тренера и т.д.. Им трудно научиться расслабляться, отпускать контроль и получать удовольствие от жизни.
Важно помнить, что если он вынужден заботиться о младшем, то все же не стоит вменять ему это в обязанность, в 1-ую очередь это еще один ребенок родителей.
Старшему часто говорят: «Ты должен уступать. Ребёнку нужно время, что бы понять, почему нужно отдавать СВОИ игрушки, делиться СВОИМ столом. При длительном опекании младшего (т.е посвящении брату большого количества времени-присмотр уход) у старшего остается от детства чувство недовольства (недоигранности, обделённости) и поэтому младшие оказываются оптимистичнее старшего и удачливее.
Родители невольно усиливают эту ситуацию, говоря старшему, что он (или она) больше и умнее, и следовательно, лучше, несмотря на то, что сейчас внимание родителей в большей степени направлено на малыша. Родители также ожидают, что старший будет подавать ему хороший пример - быть Большой Девочкой (или мальчиком) - и помогать ухаживать за младшим.
В результате - старший обычно рано приобретает качества взрослого.
Так же бывает когда старший ребёнок впадает в «регресс», когда видит, как родители заботятся о младшем. Он может начать так же капризничать, ложиться в кроватку младшего, просить соску и т.д.
Пол и количество младших братьев или сестер важно в развитии личности ребенка. Если они разного пола, описанные характеристики будут отличаться. Если все младшие – одного пола, особенно если их двое или больше, указанные качества усиливаются.
Средний ребенок
Средний ребенок может обладать чертами, как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. Средний ребенок, если только это не единственная девочка и не единственный мальчик в семье, вынужден вести себя так чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети практически не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, сам будучи вторым сыном, отмечал: "Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон - борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший..." [Аdler, 1970].
Средние дети в зрелом возрасте менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо. В общем, у них низкая мотивация к достижению, особенно в учебе, и их предпочтительно отправлять в колледж в последнюю очередь из всех остальных членов семьи.
Средние взаимодействуют как со своими младшими так и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Поэтому, они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к хорошим взаимоотношениям. Они часто умеют вести переговоры и дипломатами, секретарями, парикмахерами, официантами - занятия, требующие такта, но не слишком большой агрессивности.
Младший ребенок
Своеобразно развивается младший ребенок в семье. Он так же, как единственный ребенок, никогда не был травмирован появлением новорожденного.
Младший ребенок беззаботен и готов принимать поддержку. Ему прощается больше, чем остальным детям, и он просто привыкает ожидать от жизни только хорошего, поэтому в итоге оказывается великим оптимистом. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Да и родители относятся менее требовательно к его достижениям. В связи с этим на него распространяется меньше требований.
Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был кто-то старше и мудрее, который принимал решения за малыша. Он продолжает ожидать, что другие в будущем (например, супруг или супруга) решат за него некоторые проблемы. Он также может броситься в другую крайность: отвергать любую помощь. Младший ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто использует манипулирование как путь достижения желаемого, демонстративно обижается или наоборот - помогает, чтобы заслужить похвалу . Если в семье его чрезмерно опекали, то, выбирая партнера по браку, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно не имеет трудностей в общении.
Он может оказаться хулиганом, если было слишком много заботы и руководства.
Наличие в семье трех и более детей стимулирует индивидуализацию каждого ребенка. Если второй ребенок появляется в той же мере желанным, как и первый, то родители в такой же степени тревожатся за него или наоборот спокойны за его будущее, то и психологический склад ребенка, скорее всего, будет схожим вне зависимости от пола или возраста. Если же во время воспитания первого малыша родители резко поменяли свои взгляды на характер воспитательного процесса и изменили свое отношение к детям в целом, то второй малыш будет резко отличаться от первого.
Взаимоотношения детей будут зависеть еще и от стиля воспитания, сравнивают ли родители детей друг с другом или нет, есть ли секреты от других детей или нет, есть ли индивидуальное время у каждого ребёнка или нет, как происходит дисциплинарная работа и т.д.
Рекомендации
Мальчиков и девочек воспитываем по разному, не сравниваем мальчиков и девочек, не ставим одних в пример другим. От природы, навыки одних отличаются от других. Очень много социальных навыков ребёнок получает в игре, ролевой игре, поэтому играем с детьми чаще.
Устанавливаем границы, правила в семье. Стараемся их придерживаться.
Создаем ритуалы -повторяющиеся, предсказуемые события: раз в месяц идем в книжный магазин - покупаем новую книгу для ребенка, каждое воскресенье с дочерью пьем чай с пирогом, читаем сказку на ночь, целуем перед сном, гуляем в парке и т. д.
Не сравниваем себя в детстве, с нынешним ребёнком.
Спокойно проводим дисциплинарную работу.
У каждого ребёнка свое время, когда вы, только с ним вдвоём.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.09.2025
Дата обновления: 17.09.2025
Дата публикации: 26.03.2025