Рекомендации старшего воспитателя "Тесты для определения ведущей руки ребенка"

25.06.2025

Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий

  • завинтить крышку на бутылке
  • разрезать бумагу ножницами
  • нанизать бусины
  • почистить обувь щеткой
  • стереть ластиком крестики
  • намотать нитку на катушку
  • перелить воду из одного сосуда в другой
  • разложить карточки
  • отвинтить гайку рукой и ключом
  • проколоть дырочки дыроколом
  • продеть нитку в иголку
  • почистить одежду от пыли
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки
  • достать бусинку ложкой из стакана
  • позвонить колокольчиком
  • закрыть и открыть молнию на сумке
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды).

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как

  • полить цветы
  • почистить зубы
  • перемешать песок лопаткой
  • толкнуть палкой шарик
  • достать книги с полки
  • вынуть пробку из ванной
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование 

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч

Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5

А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п)

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали. Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет»

Игры на развитие и коррекции мелкой моторики

Игра "Сделаем бусы"

Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов (упражнение поможет правильно сформировать захват карандаша)

Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку, как нужно нанизывать бусины на шнурок.

В конце игры связать шнурок, надеть бусы на ребёнка, полюбоваться в зеркало.

Игра "Здравствуй, пальчик"

Цель: учить соединять пальцы обеих рук, ставить пальчик в указанное место (Развитие самоконтроля за движением пальцев).

Оборудование: стол, стулья, лист чистой бумаги, карандаши.

Ход игры:

1. Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом говорит: "Здравствуй, пальчик!" Когда все пальцы поздороваются, взрос¬лый показывает, как нужно взять ладошки "в замочек" - это здороваются ладошки.

2. Далее взрослый обводит карандашом ладонь ребенка на листе бумаге и показывает, что на бумаге получились его пальчики: "Вот мизинчик, вот безымянный и т.д.". Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению).

В конце игры ребенок накладывает свою ладошку на нарисованное взрослым изображение. Пальчики ребенка "здороваются" с пальцами взрослого. В конце игры ладони малыша и взрослого складываются "в замок".

Игра "Ворона"

Цель: учить ребенка развивать содружественные движения пальчиков(по два).

Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с малышом. Показывает, как соединять и разъединять большой и указательный пальцы (три остальных пальца держатся в кулаке).Хочу такой сайт

Говорит потешку:

Прилетел птенец вороны, просит у Антоши пить,

Дай, Антоша, мне водички, буду я тебя любить!

Ка-ар, ка-ар!

Игру можно повторять, чередуя руки. В конце игры взрослый хвалит малыша.

Игра "Пошумим"

Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами (упражнение поможет правильно сформировать захват карандаша)

Оборудование: камешки или грецкие орехи, жестяная банка среднего размера.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку брать камушки по одному и бросать в банку.

Игра "Силачи"

Цель: учить ребенка удерживать палец в согнутом положении (крючок).

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и говорит: "Будем играть с пальчиками". Показывает ребенку, как нужно дер¬жать пальцы, чтобы можно было "мерятся силой": сгибает свой указательный палец и старается "зацепить" указательный палец ребенка, при этом, делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указательный палец взрослого согнут, а большой придерживает палец ребенка). После того, как удалось "зацепиться, взрослый тянет пальцами руку ребенка. Малыш дол-жен попытаться тянуть свою руку на себя. Взрослый говорит по¬тешку:

Пальчик сильный у Антоши, вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой и с зайчишкой, и со мной!

Игра "Перчатки"

Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

Оборудование: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев (зайчик, лягушка, лисичка).

Ход игры: взрослый одевает ребёнку перчатки, рассматривает вместе с ним мордочки, предлагает пальчикам одной руки поздо¬роваться с пальчиками другой руки: "Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик!"

Игра "Поможем маме"

Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия рук.

Оборудование: фасоль и орехи фундук (перемешанные), два прозрачных сосуда.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку помочь маме разложить фасоль и орехи в сосуды, при этом показывает, что фасоль надо опускать в один сосуд, а орехи - в другой.

При необходимости взрослым используются совместные с ребенком действия и показ.

Формирование пространственных представлений у ребенка-левши

«Куда я прикоснулась?» Дотроньтесь до тела ребенка (потом до нескольких точек на теле) и попросите его (глаза закрыты) показать, куда вы прикоснулись.

«Телесный алфавит». Придумайте вместе, как можно телом (только руками) изобразить различные фигуры, цифры, буквы.

«Боди-арт». Нарисуйте на спине (ладонях, кисти, ноге) ребенка простые фигуры, линии, орнаменты, буквы и цифры, которые он должен узнать и изобразить на бумаге или доске.

Постепенно можно переходить к более сложным изображениям: лист, бабочка, слог, слово, числа и т.п.

Попросите ребенка закрыть глаза и ощупать одной рукой какой-нибудь предмет (кубик, шарик, ключ, звездочку и т.п.). Затем, не открывая глаз, найти этот предмет среди 5–7 других, аналогичных, – сначала той же рукой, а затем – другой (все вслепую).

«Непослушные цепочки»

Цель: развитие мелкой моторики и зрительно- моторных координаций.

Оборудование: ребенку предлагают игровое поле с изображением цветных «дорожек»- линий разной конфигурации, металлическую цепочку с мелким звеном и набор цветных карточек, соответствующих по цвету «дорожкам»- линиям.

Ход: ребенок выбирает цветную карточку и отыскивает на игровом поле линию этого же цвета. Затем ведущей рукой выкладывает по этой линии цепочку в направлении слева направо.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.09.2025

Дата обновления: 17.09.2025

Дата публикации: 25.06.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».